Общие сведения по расширительным бакам.

Вода при нагревании от 0 до 100 градусов расширяется примерно на 5% по отношению к первоначальному объёму. Для компенсации объёмного расширения воды и служат расширительные баки для систем отопления и ГВС, если имеется в системе ГВС накопительный бойлер.

Расширительные баки конструктивно бывают с несъёмной и съёмной мембраной.

Съёмную мембрану можно заменить, если она порвётся. Такие баки имеют фланцевое присоединение штуцера подключения к системе. В этом случае мембрана располагается со стороны фланца, и вода контактирует только с мембраной.

Баки с несъёмной мембраной имеют приварной штуцер, мембрана закрепляется по середине бака и вода контактирует с половиной поверхности бака. В случае разрыва мембраны такой бак не ремонтнопригоден.

Считается, что более долговечными являются баки с фланцевым соединением т.к. они подлежат ремонту, и вода не соприкасается с корпусом бака.

Баки, в зависимости от производителя бывают вертикальные, горизонтальные, с ножками и без ножек, со штатным креплением к стене/небольшого объёма/ и без крепления.

Заводское газовое заполнение бака – азот.

Красный цвет – для систем отопления, максимальное рабочее давление в зависимости от объёма бака 3,5-6 бар, заводское давление закачки азота 1,5 бар

 Белый цвет – для накопительного бойлера ГВС, максимальное рабочее давление в зависимости от объёма бака  8-10 бар, заводское давление закачки азота 2,5 бар

Без расчёта расширительный бак следует принимать объёмом в 10% от объёма системы.

Баки для ГВС можно применять и на систему отопления и на ХВС, с учётом рабочего давления в системе.

Баки синего цвета предназначены для поддержания нужного давления в системе ХВС, защиты насоса водоснабжения от частого включения  и обеспечения запаса ХВС. Они функционально являются буферной ёмкостью между насосом и потребителем, а не расширительной ёмкостью.  Максимальное рабочее давление 10 бар, заводское давление закачки азота 2,5 бар.

Давление газовой части любого бака можно самостоятельно поднять до разумного уровня, не превышающего  максимального рабочего давления, на которое рассчитан этот бак, и это давление не должно быть также  более половины от давления в системе. Подкачка производится как правило воздухом, хотя так же нужно азотом.

Ошибочно считается что расширительный или буферный бак создаёт давление, это не так, давление или напор создаёт насос системы ХВС, в том числе и для бойлера  системы ГВС, а для системы отопления требуется подкачка после заполнения  от той или иной подпитки или внешним насосом.